вывоз строительного мусора 8(901)5127326: контейнеры, бункеры для ТБО и КГМ
 

Главная ->  Экология 

 

Значительная часть предметов на выставку "Пружанское свадьба" представлена ??из фондов музея, остальные - из личных архивов жителей района и различных уголков Беларуси, чьи предки происходят из Пружанщины. Экспонаты позволяют увидеть, как на торжества выглядели люди в прежние времена, и проследить эволюцию свадебной моды. В первые десятилетия ХХ в. свадебный наряд молодой горожанки чаще был белого цвета, его обязательные элементы - вуаль и флердоранж (цветочный головной венок). Накануне Первой мировой войны невесты предпочитали длинным платьям со стоячим воротником и широким поясом. Платье украшалась кружевными вставками, воланами, вышивкой, приколотой брошкой, нитками жемчуга и др.. На то время в Пружанах фотодело занимались несколько мастерских, среди которых выделялись фотостудии Г. Дамбравицкага и М. Льва.

 

Именно снимки, сделанные в них в 1910 - 1930-е годы, составляют значительную часть экспонатов выставки. Существенно изменилось отношение к браку и свадебных нарядов во времена Первой мировой войны и после нее. Чаще всего молодые в обычной одежде венчались без дальнейшего празднования. В послевоенный период свадебные наряды в западно поселках оставались также простыми, на что влияли экономический кризис и бедность людей. Как правило, строй молодой состоял из белой блузки и темной юбке. В середине 1920-х гг. Европа вступила в период стабилизации.

 

Это сразу нашло отражение в одежде. На его вид повлияло изменение статуса женщины, которая во время войны заняла важное место в производственной сфере и общественной жизни. Существенно изменились идеалы красоты: красотка отличалась худощавой спортивной фигурой и короткой геометрической стрижкой. Революционное вкарочванне женской одежды, которая в начале 20-х сделала К. Шанель, докатилась и до Пружан. Местные модницы стали надевать короткие свадебные платья с приспущены талией и шляпки-котелки или вуаль с накинутом флердоранж (на снимке). Новый виток моды был связан с распространением канонов, которые диктовались американско-европейским кинематографом и периодическими печатными изданиями. В них показывался идеал красоты, ориентированный на изысканность, романтичность и женственность. На материал второй половины 30-х годов вновь можно встретить длинные платья и вуали.

 

Постепенное стирание границ в одежде между городом и деревней привело к вытеснению традиционного белорусского костюма. Наряды молодых, которые еще в начале ХХ в. сохраняли региональные особенности и соответствовали определенным строем и эстетически-магическим представлениям жителей разных уголков Беларуси, уходили в небытие. Однако в местностях, которые были отдалены от города, долгое время сохранялись исконные белорусские обряды и одежда, подтверждающие фотографии, сделанные в Пружанском районе в 1930 - 1950-е годы. Свои коррективы в свадебную обрядность внесла и Вторая мировая война: на некоторое время невесты отказались от белой платья и вуали. Но уже с 50-х молодые стали использовать свадебные наряды, которые выглядели скромно, но романтично: длинные юбки, приспущены талия и туфли-лодочки. С политикой хрущевской оттепели связывают разнообразие свадебных нарядов. Не последнюю роль в этом играли европейские влияния, которые, несмотря на относительную закрытость СССР, проникали за "железный занавес".

 

С середины 60-х пружанские модницы стали одеваться в белые мини-платья с крэмплену с коротким тюлевой вуалью ... - Несмотря на колебания моды, в Беларуси всегда внимательно относились к выбору свадебного платья. Мода диктовала разнообразные головные уборы, длину и фасоны платьев, украшения, прически, но некоторые правила оставались неизменными на протяжении многих поколений. Так, белое платье с фатой одевала только невеста-девушка, свадебный наряд обязательно прикрывал грудь и плечи, платье не передавалось в чужие руки. Сейчас забыты многие из этих канонов, наблюдается полная демократизация свадебного наряда и обряда. Да неизменными остаются преимущество белого цвета в одежде, торжество брачной церемонии, стремление зафиксировать праздничный момент рождения своей семьи на снимке.

 

Наталья Прокопович, главный хранитель фондов музея-усадьбы «Пружанский усадьба".

 

Главная ->  Экология