вывоз строительного мусора 8(901)5127326: контейнеры, бункеры для ТБО и КГМ
 

Главная ->  Экология 

 

Фестиваль под лозунгом "Классика Plus" заставил пофантазировать над тем, какое место в современном мире занимает классическое искусство. Мыслями на данную тему поделились 26 режиссеров из 11 стран мира. Даже больше - попытались не обманут зрителя. Взяв за основу известный сюжет, всегда надо готовиться к тому, что у каждого найдутся свои соображения, как это на самом деле должно выглядеть. А спектакль понравится только тогда, когда режиссерское видение максимально удовлетворить представления и ожидания зрителя. Одни попытки, надо признать, оказались удачными, другие - не очень. Тем не менее, фактически к каждой постановки можно было приспособить знак "плюс", хотя и не всегда в положительном смысле.

 

Так, к знаменитой пьесы Грибоедова "Горе от ума" театр имени Горького из Минска приплюсовать чересчур нервного Чацкого, иногда похожего на улыбающегося Верующего, костюмы из бабушкиного сундучка и раздражающе громкое музыкальное сопровождение. Сомнительные достоинства постановки вызвали неодобрение фестивальных критикам и были названы скорее "минусами", чем "плюсами". Словом, чудо не состоялось. Известный текст не зазвучал по-новому и не «выстрелил» по-старому - именно это поставило в претензию режиссеру Сергею Ковальчик столичная театровед Елена Лиопа. Солидарной с ней оказалась и главный редактор журнала "Искусство" Людмила Громыко, которая, к тому же, не против была бы поменять местами Антона Бельского и Руслана Чернецкого - исполнителей ролей Чацкого и Малчалина. Если "Горе от ума" критики почти единогласно назвали плохо сыгранном актерским спектаклем, то насчет "Игроков" Русского театра Эстонии мнения разделились фактически к противоположным. С одной стороны бытовало мнение о том, что и атмосфера на сцене не соответствовало гоголевской, и декорации более характерны для пьес Островского.

 

На другом же - были убеждены: ничего более сильного на нынешнем фестивале мы уже не увидим. Спектакль, заявленный в афише как мистическая комедия, вызвал любопытство еще и тем, что поставил его гран-призер "Белой Башни-2010" Сергей Федотов. Те, кто помнит "Калека с Инишмана" или "Свадьба Бальзаминова" талантливого режиссера, ждали не меньшего эмоционального энтузиазма и от "Игроков". Не ошиблись. Уже с первых минут знакомства с главными героями стало совершенно очевидно: Федотов одинаково хорошо работает и со своими, и с чужими актерами, ему прекрасно удается как Макдоно, так и Гоголь. Вообще, постановка из числа тех, когда долго приходится гадать, кто кого переиграл на сцене. Актерская подача оказалась настолько блестящей, что даже совесть не позволяет выделить кого-то одного на звание лучшего. Артисты таллиннской трупы выглядели чрезвычайно динамичным ансамблем, красивым венком, так изрядно сплетенном, что не выбиться из него ни травинке, ни цветку. Углубиться в мир карточных шулеров помогала и музыка - до муравьев тревожная, то едва уловимая, то злобно-погремушки.

 

Умело расставленные акценты освещения компенсировали отсутствие того, что в кино называется крупным планом. Короче говоря, на нынешний Гран-при появился довольно сильный претендент. Жюри пока не объявила имена своих фаворитов, зато зрители давно с ними определились.

 

Очень хочется, чтобы в данном случае приоритеты совпали, хотя это бывает и нечасто. В этом году ребром стал вопрос и о том, каким образом в нашу современность прывносицца историко-культурное наследие. Речь идет не только о своем, родное, но и о чужое, неизвестное. Ряд творческих коллективов попытались окунуть брестчан в эту самую незнакомку, даже экзотическую реальность. Одной из таких попыток стала постановка "Вожак" Национального музыкально-драматического театра Республики Коми, основанная на ижма-калвинских эпических песнях. Критики сошлись во мнении, что намерен ввести в массовую культуру что-то национальное получился довольно качественным. Адаптирована аутентичность от иностранных гостей пришлась по вкусу и обычным поклонникам Мельпомены, и корифеям театроведения. А вот очередная фестивальная попытка молдавского театра "Сатырыкус Ион Лука Каражале" имела успех разве что у любителей дешевых Балаганчик, все же остальные задались вполне логичным вопросом: "Зачем?", Или точнее: "За что?". Давние друзья "Белой Вежи" после разгрома критиками своего прошлогоднего опуса "Предложение" в этот раз замахнулись на вечную - "Мастера и Маргариту".

 

В аннотации артисты бы врасплох похвастались: постановка получила большой приз на фестивале "Thalia-2000" и была признана спектаклем года на форуме UNITEM. Этот факт, честно говоря, сначала подкупил, да потом стало понятно: фестиваль фестиваля разница. Тем не менее, было поздно, обманутые ожидания уже ничем не компенсировать. В редакции молдаван бессмертный роман Михаила Булгакова оказался упрощен до банального "хлеба и зрелищ". Причем далеко не в самом привлекательном смысле этого выражения. Артисты обращались к залу, сделав публику частью примитивного реалити-шоу, пытались даже подпали вином.

 

Настоящие же ценители творчества Булгакова откровенно скучали. Они в тот вечер ушли домой разочарованными и даже обиженными. А вот рок-н-ролльный вариант "библии" всех подростков "Над пропастью во ржи" от брестчанина Тимофея Ильевского не то что никого не обидел, но и превзошел некоторые представления о первоисточнике.

 

Кстати, спектакль уже преодолел фестивальное крещение в Брянске, где, что называется, порвал зал. Необычный по форме и художественном решении, он показался похожим на глоток свежего воздуха. Инсценировка, режиссура и сценография действительно составили здесь единое целое. Впрочем, о стиле спектакля охотно высказались и приглашенные на фестиваль театральные критики. Оценка "стильно" неоднократно прозвучало из уст специалистов, в первую очередь - в отношении декораций. Осмысленно создан картонный мир как бы противостоял всему живому во главе с обаятельным Холдем Колфидам в исполнении Анатолия Баранников.

 

Стильно смотрелись и костюмы, к которым у театроведов впервые не нашлось абсолютно никаких претензий, радовала прекрасная работа хореографа и, конечно же, сами молодые актеры. Еще один молодежный произведение - моноспектакль "Хозяин кофейни" Могилевского областного драматического театра скандально известного Павла Пряжко - в Бресте встретили неоднозначно. Зрители разделились во мнениях, а вот критики прониклись исповедальность пьесы, ее минимализмом. Ирина Плотникова, в частности, режиссер и театральный менеджер из Москвы, отреагировала на спектакль следующим образом: - Очевидно: большинство зрителей даже не представляла, кто такой Пражко, - размышляла женщина. - Публика собралась якобы на Гольдони. Сначала у них были абсолютно каменные лица, актер просто шел на танк. Да в процессе каждое лицо изменил свое выражение - и в этом прямая заслуга исполнителя главной роли. Артист сделал титаническую работу. Впрочем, титаны сцены, лучшие из лучших по мнению жюри, сегодня получат свои награды. А пока интрига сохраняется, можно помечтать и подержать кулачки, например, за ...

 

Словом, пусть победят достойные! Нина Леоновец, "НТ".

 

Главная ->  Экология